Автотехпомощь НСК54

Электропитание автомобиля

система зажигания двигателя
Все современные бензиновые двигатели обязательно оснащены системами зажигания, которые инициируют воспламенение рабочей смеси. Без систем зажигания двигатели внутреннего сгорания не могут функционировать. Со временем эти системы стали все более совершенными. Изначально они были простыми электромеханическими системами, но сейчас они стали электронными, с компьютерным управлением, для которых разрабатываются специальные программы.

Новые электронные системы зажигания способны автоматически и независимо регулировать опережение зажигания в разных цилиндрах в зависимости от нагрузки, внутренних и внешних факторов. Тема устройства системы зажигания настолько обширна, что можно написать целые тома книг по этой теме, возможно даже целые библиотеки.
Изначально системы зажигания были электромеханическими. Распределитель зажигания, контакты прерывателя, приводились во вращение от распредвала или коленвала двигателя. Такие системы, например, применялись в классических автомобилях, где использовались контакты прерывателя, благодаря которым ток подавался на катушку зажигания, создавался высоковольтный заряд, который через трамблер зажигания поступал на свечу определенного цилиндра. Это приводило к разряду через свечу зажигания и воспламенению рабочей смеси.

Однако такая устаревшая система сейчас используется в основном только в классических автомобилях. Эта система не слишком надежна и не особенно интересна, так как она давно изучена и считается устаревшей. К ее слабым сторонам можно отнести следующие элементы:

  • Контакты прерывателя, которые часто сгорают и теряют регулировку

  • Высоковольтные провода, которые могут потерять изоляцию и вызвать пробой искры на массу, а не на свечу зажигания

  • Износ крышки трамблера с контактами

  • Выгорание резистора на бегунке распределителя. Среди сильных сторон можно выделить довольно надежную катушку зажигания, которая благодаря своей простоте и крупным размерам может работать десятилетиями
Следующая система зажигания использует электронные компоненты в сочетании с механикой для вращения распределителя. Вместо контактов прерывателя зажигания в этой системе применяются датчик холла или индуктивный датчик, который генерирует импульсы, направляемые на электронный блок (транзисторный ключ). Этот блок посылает импульсы на катушку зажигания, которая создает высоковольтный ток на трамблере (распределителе зажигания), который затем распределяется по цилиндрам.

Такие системы имеют множество различных конструктивных вариантов. Например, на автомобилях Opel помимо датчика индуктивности в распределителе зажигания также может быть установлен коммутатор (электронный ключ). Подобная система, объединяющая датчик и коммутатор в распределителе, применялась на многих японских и корейских автомобилях. Эта система использовалась как в карбюраторных, так и в инжекторных двигателях. Кроме того, показания датчика холла или индуктивного датчика часто используются не только для системы зажигания, но и для управления подачей топлива форсунками на автомобилях Opel и Volkswagen
Следующий шаг - статические системы зажигания, в которых нет каких либо движущихся и вращающихся частей. Первые статические системы зажигания состояли из модуля зажигания - в состав которого входило две или три высоковольтных катушки, эти катушки имели такие же высоковольтные выводы на свечи зажигания. Импульсы для искрообразования подавались с электронного блока управления двигателем. В блоке управления двигателем были расположены специальные силовые транзисторы, которые быстро подавали импульс на катушки зажигания, или же силовые транзисторы (электронные ключи), находились непосредственно в самом модуле зажигания. Преимущества в более высокой надёжности и исправности электроники, а так же отсутствие механических частей, благодаря этому экономилось место моторного отсека.

Последние современные системы зажигания - применяются на большинстве современных инжекторных моторов. С индивидуальными катушками на каждый цилиндр. Такие системы так же управляются непосредственно электронным блоком управления. Эта система применяется в системах норм токсичности "Евро 3" и выше. В первые такую систему с индивидуальными катушками на каждый цилиндр я увидел на моторах BMW.
Чтобы гарантировать бесперебойную работу высоковольтной системы и избежать неприятностей в самый неподходящий момент, следует проводить регулярные технические мероприятия и своевременно заменять определенные компоненты. Например, на системах с распределителем зажигания рекомендуется:

  • Периодически менять высоковольтные провода, крышки распределителя зажигания (трамблёра) и бегунки распределителя.

  • Обеспечить чистоту катушки или модуля зажигания, исключив наличие грязи, масла, охлаждающей жидкости, воды и других загрязнений. Это поможет избежать утечки искры, которая могла бы возникнуть из-за грязи на катушке или модуле зажигания. Также чистота модуля зажигания предотвратит его перегрев.

  • Регулярно менять свечи зажигания, поскольку некоторые владельцы иностранных автомобилей не обращают на это внимание даже после ста тысяч километров пробега.

  • В случае систем с распределенными катушками зажигания для каждого цилиндра, катушки обычно вставляются своими наконечниками в свечные колодцы клапанной крышки. Поэтому важно время от времени проверять, чтобы в свечной колодец не проникало масло из-за плохого уплотнения прокладки между головкой блока и клапанной крышкой
Made on
Tilda